Страница 1 из 1

Бронеавтомобиль "Ланчестер"

Добавлено: 22.12.2016, 23:27
KVAN
Бронеавтомобиль Британской армии периода Первой мировой войны "Ланчестер" (Lanchester armoured car) был разработан в 1914 году на базе гражданского автомобиля. "Ланчестеры" находились на вооружении Британской армии с 1915 года, а также - в Бельгии и России. Во время всех российских кампаний бронеавтомобили Lanchester зарекомендовали себя надежными и неприхотливыми машинами, которые выдерживали долгие марши по пересеченной местности и переносили сложные зимние условия. Однако, бронеавтомобили образца 1914 года имели и серьезные недостатки, например, низкая посадка ухудшала проходимость, а неудачная конструкция карбюратора затрудняла пуск двигателя при низких температурах.

После того, как началась Первая мировая война, Великобритания сразу стала разрабатывать, производить и применять свои бронеавтомобили. Среди первых образцов новых машин были и бронемашины, созданные по заказу британского Адмиралтейства для Королевской морской воздушной службы (R.N.A.S. - Royal Navy Air Service). Одно из подразделений этой службы получило задачу в 1914 году перебазироваться в Дюнкерк для ведения наблюдения за работой авиации и организации спасения пилотов сбитых самолетов. На вооружении этого подразделения находились два автомобиля - "Мерседес" и "Роллс-Ройс", защищенные листами котельного железа и вооруженные пулеметом. Эффективность использования этих машин воодушевила руководство Адмиралтейства на создание Королевского военно-морского дивизиона бронеавтомобилей в составе 15 бронеэскадронов.

Вначале Адмиралтейство планировало использовать в качестве базы для создания бронемашин шасси гражданского "Роллс-Ройса" модели Silver Ghost ("Серебряный призрак"), но по причине нехватки этих шасси заказ передали на другие автомобильные фирмы. Бронемашина, которую в 1914 году разработала Lanchester Motor Company, представляла собой шасси легкового гражданского автомобиля с бронекорпусом, созданным из листов стали толщиной 8 мм - они приклепывались к каркасу, закрепленному на раме шасси. Такое бронирование защищало экипаж от обычных небронебойных пуль на всех дистанциях.

Моторное отделение располагалось в передней части корпуса, за ним находились отделение управления и боевое отделение с закрытой трехскатной цилиндрической башней кругового вращения, вооруженной 7,7-мм пулеметом "Виккерс-Максим". Кроме пулемета в башне, в боевом отделении машины хранился пулемет "Льюис". Два прямоугольных люка в корме башни и на ее крыше служили для наблюдения за местностью, а также аварийной эвакуации. Водитель и командир бронеавтомобиля размещались в отделении управления, обзор им обеспечивало узкое лобовое окно, которое в боевой обстановке прикрывалось бронекрышкой с двумя смотровыми щелями, а также два маленьких окна в бортах. В кормовой части была открытая платформа, на которой можно было перевозить несколько пехотинцев или дополнительное имущество, а также с нее через дверь в задней стенке корпуса экипаж входил в машину и покидал ее.

Шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения (с рабочим объемом 4,8 л мощностью 66 л.с. при 2200 об/мин) размещался в моторном отделении. Бронеавтомобиль массой 4,75 тонны мог двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 80 км/ч. Вращательный момент передавался на задние колеса через трехскоростную планетарную коробку передач с помощью червячной передачи. Радиатор мотора в боевой обстановке защищался бронекрышкой, установленной под углом около 45°. В походном положении бронекрышка поворачивалась вокруг своей горизонтальной оси, что обеспечивало регулируемый приток охлаждающего воздуха к водяному радиатору. В заднеприводной ходовой части использовались спицованные колеса и подвеска на листовых полуэллиптических рессорах. Два запасных колеса крепились по обоим бортам бронеавтомобиля у самой грузовой платформы.

В 1915 году Королевская морская воздушная служба получила первую партию из 36 бронемашин Lanchester, из которых сформировали три эскадрона по 12 машин в каждом, которые в мае были направлены во Францию. Эскадрон № 15 сражался в рядах бельгийской армии. Кроме 12 бронеавтомобилей из этого эскадрона бельгийцы получили взаймы от R.N.A.S. еще около 10-15 "Ланчестеров".
В начале 1915 года из-за приобретения войной характера позиционной, бронеавтомобили стали малоэффективны, и их постепенно стали заменять танки Первой мировой, имевшие лучшую проходимость и гарантировавшие пехоте более надежную поддержку. Бронемашины Королевской морской воздушной службы, ставшие ненужными на Западном фронте, перевели на другие театры военных действий. Так, в 1915 году двадцать бронеавтомобилей "Ланчестер" оказались в России, где и продолжили службу в частях Русской Императорской армии. Надо отметить, что эти боевые машины имели отличия от стандартных британских "ланчестеров": на крыше башни имелась небольшая наблюдательная башенка, кроме того, башенный пулемет имел дополнительную бронезащиту в виде L-образных боковых щитков.

В январе 1916 года в Россию прибыла следующая партия броневиков "Ланчестер" в составе экспедиционного корпуса Королевской морской воздушной службы. Англичане высадились в заполярном Александровске, а к июню 1916 года перешли на Кавказ, где воевали против турецких и иранских войск. Позже экспедиционный корпус R.N.A.S. передислоцировался к Черному морю, а затем в Румынию и Галицию для поддержки русских войск, которые вели там тяжелые бои. До 12 января 1918 года в Курске находилась база тылового и материально-технического обеспечения англичан. После революции 1917 года англичане приняли участие в контрреволюционной борьбе. 1 февраля личный состав и техника британского экспедиционного корпуса R.N.A.S. отплыли из Мурманска на борту транспортного судна.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение